Нa этoй нeдeлe Apple впeрвыe зa дoлгoe врeмя oбнoвилa линeйку плaншeтныx кoмпьютeрoв – прeдстaвилa бюджeтный 9,7-дюймoвый iPad и свeрнулa прoизвoдствo iPad mini 2 и iPad Air 2. Зa пoслeдниe нeскoлькo лeт нa рынкe плaншeтoв мнoгo измeнилoсь и, в основном, в худшую сторону, так как продажи устройств продолжают падать. В IV квартале прошлого года IDC сообщила, что поставки планшетов сократились на 20% в годовом исчислении, а по версии Strategy Analytics показатель был вдвое меньше.
Можно долго спорить о том, насколько ослабел общий рынок (не говоря о том, что конкретно определяет устройство как планшет), но, по крайней мере, прогнозы Apple о том, что планшеты затмят ПК, не оправдались. Еще два года назад глава компании Тим Кук заявил, что надобность в персональных компьютерах отпала. Он выразил уверенность в том, что на смену ПК и ноутбукам пришли мощные планшеты, такие как iPad Pro. Когда люди начнут ими пользоваться, говорил глава Apple, они «придут к выводу, что им больше не нужно что-либо еще, за исключением телефона».
Однако продажи планшетов продолжают падать. Популярность таких устройств пострадала по целому ряду причин. Среди них тот факт, что пользователи просто не обновляют устройства с той скоростью, которой ожидает Apple.
«Многие по-прежнему продолжают пользоваться iPad 2, – говорит старший аналитик IDC Джитеш Убрани TechCrunch. – У многих до сих пор оригинальные iPad mini и iPad Air. До недавнего времени Apple поддерживала их. Люди верны этим устройствам и считают, что они работают так же хорошо, как в самом начале».
С одной стороны, пользователи не привыкли менять планшеты так же быстро, как смартфоны – что внушалось потребителям почти на уровне рефлекса Павлова посредством циклов обновления. Также существует простой факт — мы бережем устройства и стараемся не носить их с собой каждый день, причем многие пользователи просто оставляют свои устройства дома и достают, когда приходит время посмотреть новости.
«Отсутствуют значительные инновации типа гибкого экрана или панелей 4K, – отмечает старший аналитик Strategy Analytics Эрик Смит, – и так действительно сложно добиться от покупателей смены устройств, как это было в последние несколько лет».
Смартфоны с большими дисплеями «пожирают» продажи планшетов, ограничивая потребность в устройстве гораздо большего размера, поскольку размеры многих телефонов теперь находятся в диапазоне 6 дюймов. На верхнем крае спектра конфликта – устройства-трансформеры с сенсорным экраном Windows 10, которые отняли рыночную долю у планшетов, наряду с тем, что продажи Chromebook начали доминировать на рынке образовательных услуг, который производители планшетов когда-то считали ключевым вариантом их применения, полагают аналитики.
«Когда потребители начали пользоваться планшетами, они поняли, что возможности устройств ограничены по сравнению с ПК, – сказал Микако Китагава из Gartner. — Также есть ограничение в плане ношения устройств, так как они слишком громоздкие».
Таким образом, некоторые пользователи отказались от регулярной замены устройств, а многие другие просто довольствуются двумя гаджетами вместо трех. И по мере того как телефоны становятся все крупнее, а ПК — все больше похожими на планшеты, разрыв между ними продолжает сокращаться.
Конечно, планшеты не обречены. Компании по-прежнему отгружают десятки миллионов штук за квартал. Но до следующей революции Apple и другим компания придется умерить ожидания от продаж.
]]>