«Что? Где? Когда?»: тайны элитарного клуба

«Что? Где? Когда?»: тайны элитарного клуба

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» —не имеющий западных предшественников популярный телевизионный проект, история которого началась в СССР в 1975 году.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» —не имеющий западных предшественников популярный телевизионный проект, история которого началась в СССР в 1975 году. В игре участвует команда из шестерых человек — знатоков. Они должны правильно ответить на различные вопросы своих соперников — телезрителей из разных точек мира, которых условно тоже называют командой. На поиск ответа дается одна минута. За правильный ответ команда знатоков получает одно очко; если ответ был неверным, очко (и денежный приз) получает телезритель, задавший вопрос. Когда одна из команд набирает шесть очков, игра заканчивается. Общая продолжительность игры — 90 минут.

Знатоки располагаются за столом, разделенным на 13 секторов, в 12 из которых находятся конверты с вопросами от телезрителей. 13-й сектор предполагает выбранный случайным образом вопрос из Интернета, присланный телезрителем во время онлайн-трансляции игры. На два сектора приходятся «Блиц» и «Суперблиц»: в течение минуты задаются три вопроса, на обсуждение каждого из которых отводится по 20 секунд. В «Блице» играет вся команда, в «Суперблице» — один знаток (остальные участники хранят молчание). В центре стола располагается волчок, который определяет сектор.

Минута мозгового штурма, в процессе которого знатоки ищут ответ на вопрос – кульминация каждого раунда. В качестве ответов могут выдвигаться самые разные предположения, вплоть до совершенно неправдоподобных. По окончании минуты обсуждения капитан команды должен оперативно проанализировать предложенные версии и дать право ответа тому члену команды, чья версия, по его мнению, ближе всего к истине. Капитан также может дать ответ самостоятельно.

Игра «Что? Где? Когда?» за короткое время стала одной из самых популярных телепередач на территории СССР. Привлекательной для публики оказалась ситуация, когда против людей с незаурядными умственными способностями играют обычные люди из разных точек мира. Это обеспечило передаче самую обширную и разноплановую аудиторию. Безусловно, успеху способствовали и другие факторы: и необычный антураж, и царящая в зале атмосфера элитарности и некой таинственности, которую задавал в первую очередь создатель и ведущий передачи — Владимир Ворошилов. Его манера ведения игры отличалась эксцентричностью и напряженностью. Неоднократно между ним и знатоками возникали споры относительно справедливости его решений. По словам жены Ворошилова Натальи Стеценко, он считал, что конфликт является движущей силой важнейших жизненных процессов. Это жизненное убеждение повлияло в том числе и на способ ведения игры.

Важным элементом образа ведущего являлось то, что он вел передачу, оставаясь за кадром: зрители и участники игры слышали только его голос. Ворошилову было запрещено появляться в кадре советского телевидения в связи с гибелью участника передачи «А ну-ка, парни!», над которой он работал в начале 70-х годов. Прямой вины Ворошилова в этом событии не было, но руководство канала возложило часть ответственности на ведущего.

Первый выпуск игры вышел в сентябре 1975 года. Авторами идеи стали Владимир Ворошилов и его супруга Наталья Стеценко. Передача представляла собой семейную викторину, в которой соревновались семьи Ивановых и Кузнецовых. От того формата игры, к которому привык современный зритель, в ней были только минута обсуждения и название. Выпуск оказался неудачным, и Ворошилов решил изменить формат: дать участникам полчаса времени и возможность пользоваться различными источниками для поиска ответа. Игра стала похожа на то, что сейчас называется реалити-шоу. В то время она не вызвала интереса у зрителей, и вновь была изменена. Участниками следующего выпуска стали студенты разных факультетов МГУ. Ведущим выступил Александр Масляков, знакомый зрителям по программе КВН. Автором первого вопроса, выбранного волчком, стал Борис Крюк — сын Ворошилова и Стеценко, в то время еще 9-летний мальчик. Так сформировался классический вид передачи, к которому привык современный телезритель.

С 1986 года передача «Что? Где? Когда?» стала транслироваться в прямом эфире, что было необычно для советского телевидения. Прямой эфир был доступен только жителям европейской части России. Зрители за Уралом смотрели игру с опозданием в неделю. Место съемок — Москва, охотничий домик усадьбы Трубецких в Нескучном саду.

В 1991 году формат «интеллектуального клуба» был изменен на «интеллектуальное казино», и девизом передачи стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».

В декабре 2000 года Владимир Ворошилов провел свой последний эфир «Что? Где? Когда?», поставив на кон судьбу передачи: в случае проигрыша знатоков передача должна была завершить свою историю. Знатоки одержали победу 6:5, обеспечив тем самым дальнейшее существование игры. Этот эксперимент Ворошилова вызвал массу критических высказываний как со стороны знатоков, так и со стороны спонсоров игры.

В 2001 году ведущим передачи стал сын Владимира Ворошилова Борис Крюк. Он, как его предшественник, также оставался за кадром, а его голос был искажен при помощи компьютера.

Во время осенней сессии игр 2011 года знатоки ни разу не победили. Это повлекло за собой конфликт: в финале серии, 22 октября, один из игроков, Алексей Блинов, обвинил Александра Друзя в том, что он и другие старейшины казино состоят в заговоре против молодых игроков. В качества цели заговора Блинов назвал желание опытных игроков единолично участвовать в финале зимней серии игр.

Передача существует на протяжении 38 лет и выходит на Первом канале. Самые яркие и результативные игроки казино раз в пять лет получают звание Магистра игры. На сегодняшний день им обладают Александр Друзь, Максим Поташев, Виктор Сиднев и Андрей Козлов.

Другие важные титулы и награды:

Хрустальная сова, вручается в каждой серии игр: весенней, летней, осенней и зимней. Ее получает лучший игрок из команды игроков или телезрителей (это зависит от того, какая команда победила).

Бриллиантовая сова, вручается по результатам года лучшему игроку. Церемония награждения проходит в финале зимней серии игр. За время существования этого приза (2002 – настоящее время) его удостаивались Ася Шавинская (2004), Борис Бурда (2007), Андрей Козлов (2008), Балаш Касумов (2010), Александр Друзь (2011), Борис Левин (2012).

Красный пиджак, символ «Бессмертного члена Клуба» – игрока, который имеет право остаться в Клубе даже в случае проигрыша своей команды. Вручалась лучшему игроку по результатам серии игр, одновременно с Хрустальной совой и титулом Бессмертного. Традиция вручения этого приза просуществовала с 1991 до 1995 года.

Самым титулованным участником игры является Александр Друзь: помимо звания магистра игры и титула Бессмертного члена клуба он является шестикратным обладателем хрустальной, бриллиантовой совы и красного пиджака.

С 1987 по 2013 годы аналоги игры «Что? Где? Когда?» появились в 14 странах мира, среди которых большинство стран СНГ, а также Италия и США.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.