В Xaрькoвe сoздaли пeрвый укрaинский иoннo-плaзмeнный двигaтeль, кoтoрый "пoбьeт" aнaлoги
Бoлee двуx лeт в Xaрькoвe учeныe с Нaциoнaльнoгo aэрoкoсмичeскoгo унивeрситeтa им. Жукoвскoгo «Xaрькoвский aвиaциoнный установление» сoвмeстнo с aкциoнeрным oбщeствoм FED сoздaвaли иoннo-плaзмeнный двигaтeль, кoтoрый пo свoим xaрaктeристикaм прeвзoйдeт сущeствующиe. Oднaкo, гoвoрят рaзрaбoтчики, этoму прeдшeствoвaли дeсятилeтия тeoрeтичeскиx нaрaбoтoк вузa. A пoкa oпытный oбрaзeц, «сeрдцe» про спутникoв и кoсмичeскиx кoрaблeй, испытывaют в нe мeнee уникaльнoй для того стрaны лaбoрaтoрии.
ТAКOГO В КOСМOСE EЩE НEТ
В лaбoрaтoрии плaзмeнныx двигaтeлeй Нaциoнaльнoгo aэрoкoсмичeскoгo унивeрситeтa им. Жукoвскoгo сoвмeстнoe изoбрeтeниe вузa и чaстнoй кoмпaнии нa дaнный мoмeнт испытывaют. Нa альтернатива, те ли это самые невидальщина-двигатели на столе, ученые, кивая, шутят, почему любят плазму не меньше жен, а свою разработку лелеяли, вроде сад, – десятилетиями.
В лаборатории бесспорно не один ионно-плазменный рычаг, предназначенный для спутников разной низы и энергомощности, но «самый преимущественный» – с мая в вакуумной камере, в которой имитируются обстановка космического пространства.
Руководитель лаборатории Андреич Лоян уверяет: в этом помещении собрано ни чуточки все, что необходимо для исследования плазменных двигателей.
В вакуумной камере, объясняет служитель) науки, с опытным образцом делают все в таком случае, что с ним может произойти с момента установки на космический установка и до того времени, когда истечет эпоха эксплуатации двигателя.
«Это и ударные нагрузки присутствие перевозке, и ударные нагрузки во счастливый случай запуска, влияние околоземной плазмы, движение вакуумного пространства, влияние ионного пучка кайфовый время самой работы. Проходит совершенный цикл тепловых, термовакуумных испытаний — вполне весь комплекс. Аппараты, на которые ставится пружина – очень дорогая техника, и возлюбленная должна иметь наивысший уровень надежности. Вследствие этого проверка тщательная. Испытания, собственно, стоят любимее, чем сам двигатель», – говорит Лоян.
Так-таки в этом и заключалась основная сложность с целью вуза – найти финансирование. Выгода работы двигателя должен быть 15-17 тысяч часов, сие полтора-два года непрерывной работы, а сквозь год испытаний в изделии можно зафиксировать какой-то недостаток, который требуется устранить, а затем повторить весь раунд испытаний сначала.
Каждый из двигателей находится возьми разном этапе испытаний. Двигатель, приготовленный совместно с АО FED, Лоян называет "малышом, какой только научился ходить". "Хотя очень хорошо ходить! И даже «бормотать (про себя)», – смеется стреля. – Те методики, которые у нас нате сегодня есть, могут существенно выбросить время испытаний. Речь идет приставки не- об одном ноу-хау, которое я это) (же) (самое) время не могу раскрыть – давно защиты докторской по этой теме", – говорит Лоян.
Равно как ученый отмечает: для того, для того чтобы удалось сделать за 2-3 годы такой двигатель, необходимо было в прохождение 20 лет заниматься исследованиями, а до самого этого – подготовить специалистов в целях проведения этих исследований. "Всё (до последней копейки этот процесс начался еще в середине 1950-х, и не более сейчас мы имеем первый ионно-плазменый двигатель, который спроектирован, сделан и испытывается в Украине. В нашем изделии применены ноу-хау, которые возьми сегодня не доступны нашим конкурентам. Сие и MSL-преобразование координат, центрально-размещенный эмиттер, высокий градиент магнитного поля, и сие далеко не все, что дает существенное шаг вперед параметров тяги, КПД и ресурса. У нашего двигателя, недвусмысленно, вдвое больший ресурс, чем у любого существующего нате планете. Уникальный. Такого двигателя в космосе пока нет", – заявляет Лоян.
Поддерживает ученого сослуживица из FED. "Двигатель впервые запустили в мае 2020 лета, с тех пор он испытывается. Наработано паче 100 часов, и все параметры у него без- то что успешные – рекордные", – говорит замминистра главного конструктора по специальным изделиям АО «ФЭД» Шурик Бочкарев.
СДЕЛАТЬ 50 ДВИГАТЕЛЕЙ В Годочек
Разработанный двигатель может работать и получай 3, и на 5 кВт, в будущем – сие две отдельные линейки продукции.
Управитель Национального аэрокосмического университета им. Жуковского Никаха Нечипорук подтверждает, что Украина еще давно могла бы продавать близкие ионно-плазменные двигатели, но обретший такое финансирование от государства в перспективную разработку – нереально.
«У нас нечастый. Ant. частый комплекс оборудования, сформирована мощная научная катхак, но денег на изготовление двигателя у университета, ясно же, нет. Только коммерциализация вслед за счет частной компании позволила выполнить разработку», – отмечает Нечипорук.
Харьковский нефтянка можно установить на любую космическую технику. Его наложение — коррекция орбиты, ориентация спутника, а уже двигатель можно использовать как маршевый – в (видах дальних миссий на планеты иначе астероиды.
Председатель правления АО «ФЭД» Витяха Попов отмечает, что техническое задача на разработку двигателя предприятие получило, работая с Европейским космическим агентством. В коллегиальный с «ХАИ» проект бражка вложила уже более 6 миллионов долларов. «Сие и конструкторская разработка, и работа технологов, и покупка и создание специального оборудования. На пока что наша компания потратила более 6 миллионов долларов в лагерь 2,5 года. И основные инвестиции, понятная вещь, нас еще ждут впереди, поелику нам необходимо пройти еще кое-какие испытания. А аппаратуры для полного цикла испытаний, к сожалению, в Украине непринужденно нет, а в Европе такое оборудование закругляйтесь стоить нам 10-15 миллионов евро. Ввиду этого сегодня мы работаем с инженерами, учеными института, дай вам усовершенствовать имеющееся у них оборудование и отчертить полные испытания двигателя в Харькове. Рассчитываем, который это будет стоить еще примерно 5 миллионов долларов», – говорит Попов.
По части его прогнозу, испытания закончатся в 2022 году. К тому времени, клянусь Попов, у компании уже будут реальные клиентура. Ant. продавцы. Маркетинговая служба над этим сейчас работает. На сегодня больше просто-напросто заинтересовались харьковской разработкой Китай, Оттаманская империя, Германия. И, конечно же, FED хочет пошло п свою продукцию Илону Маску. Получи данный момент компания, согласно американским «правилам зрелище», регистрируется на специальной платформе NASA, затем чтобы иметь возможность предложить двигатели в США.
«Маск трудится по-над программой создания 12 тысяч спутников пользу кого обеспечения устойчивой связи в любой точке таблица. В зависимости от мощности спутника, держи нем может быть от 4 впредь до 20 таких двигателей. Представьте, который-нибудь это рынок, а страны, которые производят нужную ему продукцию, хоть пересчитать на пальцах. Поэтому у нас хорошие преимущество», – улыбается Попов.
Возлюбленный уверяет, что FED готов к полному циклу изготовления двигателей: на первых порах до 50 штук в год, а в перспективе – и 100.
Справочка. FED – одно из ведущих частных предприятий Украины, которое специализируется сверху разработке, производстве, сервисном обслуживании и ремонте агрегатов авиационного, космического и общемашиностроительного назначения. Системы управления полетом производства компании FED имеют ключевое смысл для организации безопасности самолетов и вертолетов. Где-то 90% произведенной продукции экспортируется. Шатия-братия работает на рынках Китая, Южной Кореи, Канады, Турции, стран Европы.
Государственный аэрокосмический университет им. Жуковского «Харьковский летный институт», основанный в 1930 году, выпускает специалистов в области разработки и производства авиационной и космической техники. Эпопея вуза тесно связана с развитием авиационной техники и науки в Советском Союзе. Самолеты, разрабатывавшиеся в конструкторском контора «ХАИ», изготавливались сериально на авиационных заводах.
Юлия Байрачная, Харьков
Отпечаток Вячеслава Мадиевского