Интеллектуальное шоу: передачи для умников и умниц

Интеллектуальное шоу: передачи для умников и умниц

Интеллектуальное шоу — телевизионная передача в форме обсуждения или дискуссии на остроактуальную или, наоборот, вечную тему, с участием экспертов, которые становятся трансляторами определенных идей и  знаний. Телевизионные интеллектуальные игры, мобилизующие для достижения успеха знания, мыслительные  и творческие способности человека.

Следить за игрой ума всегда интересно. Но еще увлекательнее, когда это становится зрелищем, заставляющим зрителя включаться в него, сопоставлять свою сообразительность, способности и знания с чужими, «доставать» их из недр памяти или опыта, впитывать новое, становиться оппонентом или союзником. Именно на этом строятся интеллектуальные шоу.

Их формы могут быть разнообразны, но чаще всего используются две:

• ток-шоу различной направленности с участием экспертов, которые становятся трансляторами определенных идей и знаний

• интеллектуальные игры, мобилизующие для достижения успеха знания, мыслительные и творческие способности человека.

На российском телевидении существует большой спектр самых разнообразных тематических интеллектуальных ток-шоу, которые зрители смотрят, выбирая не только созвучную их интересам тему, но и ориентируясь на ведущего и состав участников. По форме это, чаще всего, дискуссии.

Ведущий в таком шоу – одна из центральных персон. Его профессионализм играет огромную роль в удержании интереса зрителей, ведущий должен обеспечивать внутреннюю динамику шоу, инициируя развитие и остроту дискуссии, помогая участникам и зрителям взглянуть на обсуждаемую проблему под новым углом зрения.

Центром интеллектуального ток-шоу часто становятся вопросы культуры – например, в «Закрытом показе» Александра Гордона на Первом канале, в «Культурной революции» Михаила Швыдкого и «Нескучной классике» Сати Спиваковой на телеканале «Россия Культура», в «Искусственном отборе» на телеканале «Дождь» и других. Остро актуальны политические дискуссии, практически битвы в авторских шоу Владимира Соловьева на телеканале «Россия 1». Вопросы науки обсуждаются в ток-шоу «Мозговой штурм» на канале «ТВЦентр» и так далее.

Каждая из этих программ по-разному добивается сопереживания зрителя, втягивая его в заочную дискуссию с участниками ток-шоу, заставляя размышлять, открывать для себя новые аспекты понимания того или иного общественного или научного явления или проблемы, приходить к новым знаниям. Собственно, это и есть их единая цель. Так или иначе, выполняется главная задача — включить телезрителя в активный процесс осмысления предлагаемой темы.

Так, в программе Александра Гордона «Закрытый показ» зритель получает возможность не только увидеть неординарный фильм, но и вникнуть в творческий замысел создателей, благодаря их участию в программе, соотнести свое впечатление от фильма и его восприятие с мнениями профессионалов, дискутирующих, а порой и жестоко спорящих после просмотра об увиденном.

Ток-шоу Михаила Швыдкого «Культурная революция», которое выходит с 2001 года на телеканале «Культура», напротив, не ограничивается одной темой, предлагая к обсуждению широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношения власти и культуры, религии и государства, личности и общества, перспектив их развития. Конструкция передачи, предполагающая в качестве главных «спорщиков» двух именитых гостей с диаметрально противоположной точкой зрения, иногда нескрываемые симпатии ведущего к одной из них, провокативные названия заявленной темы вроде «Интеллигенция погубит Россию», «Без мата нет русского языка» – все это работает на то, чтобы заставить зрителя следить за дискуссией.

Иначе строится передача Сати Спиваковой «Сати. Нескучная классика», в которой гостем ведущей становится знаменитость из мира классической музыки. В программе отсутствует какая-либо конфликтность. Все направленно на то, чтобы сделать для зрителя доступнее красоту серьезной музыки и мир больших талантов — есть искренняя и откровенная беседа, интересные истории, кадры хроники, показывающие жизнь и творчество гостя, его комментарии, ответы на вопросы зрителей.

Недавно на российском телевидении появился новый тип интеллектуального шоу – программа «Полиглот» на телеканале «Культура». Это обучение иностранному языку по интенсивному курсу, но назвать программу просто образовательной было бы неверно. Это захватывающее интеллектуальное реалити-шоу, в котором участвуют преподаватель-ведущий и шесть учеников – медийных персон: режиссер, писатель, известные актеры. Они или не знают языка совсем, или помнят азы школьной программы. Ведущий Дмитрий Петров, у которого в активе 50 языков, учит их понимать логику построения языка, открывая с ее помощью новую языковую среду. Уже на первом уроке мы видим результаты. Процесс постижения нового знания происходит так увлекательно и эффективно, что зритель невольно присоединяется к этой веселой и успешной группе, начиная вместе с ней учить язык. В отличие от многих других интеллектуальных шоу, «Полиглот» интересен не только спецификой преподавания или жанром реалити-щоу, в котором идет показ. Его основное достоинство – он вовлекает в процесс познания широкий круг телезрителей.

Вторая форма интеллектуального шоу на ТВ — интеллектуальные игры — берут свое начало от телевикторин, которые появились в конце 40-х годов. Эта форма оказалась самой универсальной и долговечной, позволяющей бесконечно себя совершенствовать. Современные интеллектуальные игры — те же викторины, в которые играют на деньги, и которые отличаются определенной драматургией, большими или меньшими призами, тематикой, оригинальностью и сложностью вопросов, «наказаниями» проигрывающего, условиями самой игры и так далее. Изобретательность авторов интеллектуальной игры сводится именно к этим деталям, а в сердцевине игры во всех случаях остается, как и в викторине, вопрос-ответ.

Процесс глобализации не обошел стороной этот жанр. Например, в игру «Кто хочет стать миллионером», разработанную британской компанией Celador Internation Limited, производящей теле- и радиопередачи для всего мира, играет более 100 стран.

У России есть свое культовое интеллектуальное шоу — «Что? Где? Когда?», которой исполнилось уже почти 40 лет. Передача создана телеведущим Владимиром Ворошиловым. «Что? Где? Когда?» — своего рода реалити-щоу, которое в буквальном смысле позволяет видеть рождение, развитие и красоту индивидуальной и коллективной мысли. По правилам игры, команда игроков за 1 минуту должна найти ответ на вопрос телезрителей. Игра идет в прямом эфире, и эта минута – ее самый драматический момент. Напряжение, которое в этот момент царит в зале, неподдельно и передается телезрителю. Но этого эффекта не было бы, если бы не «каверзность» вопросов, которой отличается «Что? Где? Когда?». Они настолько нетривиально выстроены, что на них невозможно ответить, если не мобилизовать такие качества ума, как наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать, находить ассоциативные связи, опираться на опыт и память, то есть действительно использовать свои интеллектуальные способности.

Сам Владимир Ворошилов, сравнивая «Что? Где? Когда?» с другими, в том числе, с западными интеллектуальными играми, писал: «Они могут быть хуже, могут быть лучше. Но игр, в которых выигрывает человек, который думает, то есть интеллект выигрывает, а не знание, я не видел».

Съемка предвыборных теледебатов представителей партий "Правое дело" и "Единая Россия"

Автор: Фадеичев Сергей

Источник: ИТАР-ТАСС

«Что? Где? Когда?» давно больше, чем телевизионное шоу. В эту игру играют не только в странах российского ближнего зарубежья, но и в США, Канаде, Германии, Израиле, Болгарии, Финляндии, Чехии и даже в Австралии. Проводятся многоэтапные кубки мира и ежегодные чемпионаты мира.

Читайте также:

Новостная передача: информация о событиях

Знаете ли вы что…

К 2016 году Россия полностью перейдет на цифровое вещание. Россияне смогут смотреть 20 и более телеканалов в цифровом качестве и без абонентской платы. Подробнее…

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.