Крот под Темзой

Автор: Bagheera Guru

Строительство туннелей долгое время было крайне опасным делом. Изменил ситуацию проходческий щит, который позволил прокладывать путь под землёй, одновременно укрепляя стены. А изобрёл его француз Марк Брюнель.

Крот под Темзой

Журнал: Загадки истории, №11 — март 2015 года
Рубрика: Гениальные изобретатели
Автор: Сергей Уранов

Английского строителя туннелей не пустили служить русскому царю!

Марк Изамбар Брюнель родился 25 апреля 1769 года в семье нормандского крестьянина, имевшего земельный надел под Руаном. Отец Марка мечтал видеть своего сына священником, однако у юноши, серьёзно увлекавшегося точными науками, на этот счёт было своё мнение. После окончания духовной семинарии он предпочёл сутане форму матроса военно-морского флота. Прослужив в Вест-Индии 6 лет, Марк вернулся во Францию. Но очень скоро из-за революционных событий он как сторонник монархии был вынужден эмигрировать в США, где занялся архитектурной и строительной деятельностью.

Инженер-многостаночник

Благодаря его стараниям там появились несколько фортов, арсенал, артиллерийский завод и даже театр. В 1799 году Брюнель решил вернуться в Старый Свет, однако не во Францию, а на берега Туманного Альбиона. Но заниматься проектированием зданий новый британский подданный больше не собирался. Теперь он переключился на решение инженерных задач. В частности, занимался усовершенствованием и производством полиспастов — блоков для корабельных снастей. Проблему удалось решить вместе с судовым инженером Сэмюэ-лем Бентамом, создав станки, каждый из которых выполнял определённую операцию. Все вместе они были объединены в единый производственный цикл, позволивший повысить производительность труда в 10 раз.
Успех вдохновил Брюнеля, и он приступил к созданию новых станков: копировально-чертежного, нитемотального, кожевенно-прессового, гвоздильного, паровой деревообрабатывающей пилы и даже локомотива с газовым двигателем внутреннего сгорания. К сожалению, на разработки приходилось больше тратиться, чем получать от них прибыль. Финансовое положение гениального изобретателя, но плохого предпринимателя оказалось настолько шатким, что в 1821 году он оказался в долговой тюрьме. Отбывая наказание, он написал письмо российскому императору Александру I с предложением построить туннель под Невой в Санкт-Петербурге с помощью проходческого щита.

Червяк надоумил

Это был вполне осмысленный и технически обоснованный проект, подкреплённый патентом, полученным изобретателем вместе с партнёром, адмиралом Томасом Кокраном, ещё в 1818 году. Дело в том, что, работая на судостроительном заводе, Брюнель обратил внимание на червяка-древоточца. Используя в качестве бура голову, покрытую хитиновым панцирем с зазубринами, он не только легко прокладывал себе путь в древесине, но и скреплял стены туннеля слоем извести. Вот так у Брюнеля родилась идея о создании чугунного проходческого щита, который передвигается под землёй с помощью домкратов. Одни рабочие без опасности быть погребёнными могли убирать землю, а другие крепить своды кирпичной кладкой.
О письме узнали в британском правительстве и решили, что такой проект может быть востребован в Лондоне при строительстве 396-метрового туннеля под Темзой. Брюнеля немедленно освободили из заключения и оплатили его долги из государственной казны. Так он стал главным инженером проекта, реализация которого началась в 1825 году. Буквально на ходу в технологию строительства было внесено важное изменение: вместо кирпичной кладки решили возводить стены из цемента, годом раньше изобретённого простым английским каменщиком из Портленда Джозефом Эспдином.
Строительство в условиях мягкого грунта оказалось делом непростым: неожиданные прорывы плавунов, поломки в единственном экспериментальном образце щита, не до конца отработанная технология производства качественного цемента сильно тормозили работу. И тем не менее в 1843 году строительство освещённого туннеля шириной 11 метров и высотой 6 метров было завершено.
Сегодня этот туннель является частью железнодорожной системы английской столицы. Надо сказать, что больших денег изобретатель, скончавшийся через несколько лет после начала эксплуатации, так и не заработал. Утешали его дарованный дворянский титул, членство в Королевском научном обществе, в том числе пребывание на посту вице-председателя, и рождение в 1806 году сына Изамбарда Кингдома Брюнеля, помогавшего отцу в строительстве подземного путепровода. Впоследствии он тоже стал изобретателем с мировым именем. Но это уже совсем другая история.

Гравюра: проходческий щит Марка Брюнеля

Загрузка…

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.