Выйдeт ли?
Чeтырe крупнeйшиe мeдиa-группы дoстигли прeдвaритeльнoгo сoглaсия относительно кодировки открытых телеканалов на спутнике. Ориентировочный дедлайн — весна 2018 года.
Сейчас медиа-группы Интер (Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина и Валерия Хорошковского), StarLightMedia (Виктора Пинчука), Украина (Рината Ахметова), и 1+1 (Игоря Коломойского) в общей сложности транслируют 23 телеканала: Интер, НТН, К1, К2, МЕГА, Пиксель, Zoom, Enter-фильм, СТБ, ICTV, Новый, М1, М2, Оце, Украина, НЛО ТВ, Індиго TV, 1+1, 2+2, ТЕТ, ПЛЮСПЛЮС, УНІАН ТБ и Бигуди.
Уговорили Интер?
Кодировка крупнейшими ТВ-группами с абсолютно разными владельцами спутникового эфира станет беспрецедентным событием для всего медиа-рынка. Еще ни разу они не действовали в унисон. О том, что украинские каналы на спутнике некоторые игроки хотят кодировать, редакция LIGA.net сообщала еще в сентябре. «Сегодня три игрока готовы закодироваться: это группы 1+1, МГУ и мы», — рассказывал в интервью директор по стратегическому развитию группы StarLightMedia Федор Гречанинов. В группе Интер, в которую входит больше всего телеканалов, у него тогда не было уверенности. Это был предмет переговоров.
«Интер до последнего времени не поддерживал внедрение системы кодирования спутникового сигнала», — рассказывает медиа-эксперт, советник главы Нацсовета по ТВ и радиовещанию Александр Глущенко. Ведь, по его мнению, в случае кодирования сигнала трех медиа-групп, 8 каналов Интера только бы выиграли и перетянули часть аудитории на себя — зрителей, не желающих платить.
Но сразу несколько источников LIGA.net на рынке сообщили, что Интер таки удалось убедить в необходимость кодировки. «Официально об этом объявят на ТИМ (крупная отраслевая конференция, которая пройдет в первых числах ноября — Авт.). Если говорить об Интере, то мы никогда не были против кодирования», — рассказывает редакции один из инсайдеров в самой группе. По его словам, медиа-группы надеются, что вещание удастся закодировать уже весной 2018 года.
Есть ли здесь деньги
Как считает Александр Глущенко, переговорщики от медиа-групп смогли убедить Интер, вооружившись основным аргументом — на кодировке удастся заработать. «Ведь в кабельном ТВ и IPTV у медиа-групп уже получилось заработать в этом году первые заметные деньги», — отмечает эксперт. Напомним, после того как национальная валюта в 2014 году обвалилась и начался кризис, медиа-группы стали отчаянно искать источники дополнительного заработка. Одной рекламы в эфире было недостаточно, а владельцы-олигархи тоже обеднели, чтобы продолжать датировать свои медиа-активы — вливать в них сотни миллионов ежегодно. В итоге у медиа-групп в прошлом году получилось заставить основных кабельных операторов платить им за доступ к их контенту. «Мое предположение — совокупные доходы медиагрупп в этом году могут выражаться в десятках миллионов гривень», — рассказывал Федор Гречанинов.
Телевизионщики надеются, что по той же накатанной дороге они пойдут и в спутниковой трансляции своих каналов. По оценкам управляющего партнера консалтинговой группы E&C Анатолия Фроленкова, сейчас за спутниковое ТВ легальным провайдерам платят менее 0,2 млн. абонентов. «Естественно, после кодировки их количество может увеличиться. А вот уже процент роста будет завесить от самих операторов и их маркетинговых действий», — уточняет партнер. Общее количество домохозяйств, оборудованных спутниковыми антеннами, в Украине сейчас составляет около 4,5 млн. Александр Глущенко слышал прогнозы медийщиков: только около миллиона домохозяйств платить все равно не будут и останутся смотреть телеканалы в открытом доступе.
Денег пока не много
Но прогноз экспертов более пессимистичный. У медиа-групп вряд ли получится уговорить многих украинцев, привыкших к бесплатному ТВ, распрощаться даже с небольшими деньгами. Например, по расчетам основателя BigDataUa Сергея Бойко, 30-40% абонентов в городах перейдет с бесплатного спутника на не закодированный эфирный сигнал Зеонбуда. И только 20-25% отдаст предпочтение в пользу кабельного ТВ. У Глущенко похожий прогноз: «Аудитория спутника, скорее всего, пойдет на Т2 (открытое цифровое эфирное ТВ). Ментально эти зрители не готовы начать оплачивать то, что доставалось всегда бесплатно», — говорит он. Медиа-эксперт добавляет, что многое будет зависеть в 2018 году от того, отключат ли в Украине аналоговое эфирное вещание. Оно, как и «цифра», является открытым для зрителя типом вещания. И аналог до сих пор смотрят в Украине миллионы абонентов.
Кодированные каналы четырех медиа-группы хотят повесить на две DTH-платформы (провайдеры платного спутникового ТВ): XTRA TV (принадлежит группе ТРК Украина) и Viasat (Плюсы). По информации LIGA.net, у StarLightMedia и Интера не будет своих спутниковых провайдеров. Также медийщики практически определились с поставщиком самого решения по кодировке. Им, вероятнее всего, станет компания Verimatrix. С точки зрения абонента подключиться к платному пакету «украинского развлекательного ТВ» будет не так просто. Придется купить «прошитую» приставку (по аналогии с тем, как сейчас зрители смотрят цифровой пакет Т2). «Очень сложно монетизировать потребителя, который уже потратил деньги и приобрел оборудование. Тем более, заставить приобрести либо заменить имеющийся тюнер менее продвинутым операторским приемником», — отмечает Глущенко.
Нельзя забывать: помимо каналов четырех медиа-групп, на спутнике, скорее всего, останутся еще вещатели, которые не поддержат кодировку. Это например, отдельно стоящие новостные украинские каналы (скажем, Пятый канал Петра Порошенко), или вообще российское ТВ.
Источник: liga.net
Медиа-группы договорились закодировать спутник
1 ноября 2017 adminGWP