Научно-популярное кино: генезис и эволюция

Научно-популярное кино: генезис и эволюция

Научно-популярное кино — жанр, возникший на стыке научного кино (к категории которого относятся также учебные, научно-исследовательские и научно-производственные фильмы) и документального (неигрового) кино.

Научно-популярные фильмы охватывают широкий жанровый диапазон, служат распространению научного знания, рассчитаны на широкую аудиторию. Фильмы в занимательной форме рассказывают о различных научных открытиях, технологическом прогрессе, деятельности выдающихся ученых, об организации природной жизни и т.д. Фильм может быть посвящен как доказанным научным фактам, так и смелым гипотезам. Чаще всего фильмы освещают сведения одной из областей знаний, однако может быть представлена и междисциплинарная проблематика.

В 1880-е годы французским физиологом Э. Маре было создано фоторужье. Первые съемки осуществлялись в научных целях и представляли собой кинонаблюдения за живой природой. Первые научно-популярные фильмы для широкой аудитории появились в 1897 в Германии и во Франции. Однако до 1920-х годов особого распространения они не получили, выходили нерегулярно. Среди кинолент этого периода можно назвать «Извержение вулкана Этна» (1909, Франция), «Жизнь бабочек» (1911, Италия), «По Волге» (1912, Россия). В России научно-популярное кино зародилось в 1910-х годах с появлением в 1911 году научного отдела на кинофабрике А.А. Ханжонкова, где было выпущено несколько короткометражных фильмов.

С 1920-х годов в фильмах стали демонстрироваться научные эксперименты. В СССР одним из первых примеров такого фильма стала «Механика головного мозга» (реж. В.И. Пудовкин, 1926). Тематический диапазон научно-популярного кино стал более широким. Большая часть фильмов была посвящена развитию техники: достижениям в области авиации, станкостроения и пр. Среди фильмов, посвященных естественно-научной области знаний, особую популярность в этот период получили киноленты об астрономии, например «Лучшие наблюдения за солнечным затмением» (1925, США), «Чудеса мироздания» (1925, Германия). Внимание широкой аудитории привлекали фильмы о медицине, к примеру «Гипноз и внушение» (1923, Германия). Фильмов, направленных на популяризацию теоретических основ той или иной науки, было немного: один из них — «Теория относительности Эйнштейна» (1923, США, реж. М. Флейшер).

Появление звука в кинематографе значительно расширило возможности научно-популярных фильмов: появилась четкая аргументированность, стал активно развиваться жанр научно-популярной лекции (зрительскому вниманию представлялись иллюстрации, которые комментировались диктором за кадром).

После Второй мировой войны во всем мире объем научно-популярного кино продолжал расти. В 1947 году была создана Международная ассоциация научного кино (МАНК), в состав которой вошел и Советский Союз. Основной тенденцией в развитии научно-популярного кино стало стремление к максимальной объективности. Изменился принцип подачи материала: если ранее представлялась совокупность готовых фактов, то теперь зритель наблюдал за развитием тех или иных идей, прослеживал связь явлений — у зрителя создавалась иллюзия участия в открытии.

Кинематографистов в это время особенно привлекали области науки, имеющие практическое значение (космонавтика, кибернетика, атомная физика и пр.). Появилось большое количество научно-популярных фильмов об атомной физике: «Структура материи» (1950, реж. А. Колланьи, Венгрия), «Тайна вещества» (1956, реж. П.В. Клушанцев, СССР), «Атом, который хочет нам добра» (1959, реж. А. Гргоэль, Франция). Появились первые попытки подачи теоретического материала, не вызвавшего ранее интереса у зрителей, с применением игровых средств и при участии актеров: «Что такое теория относительности?» (1964, реж. С.Л. Райтбурт). Получили развитие фильмы о выдающихся деятелях науки: например, «Жизнь и научные труды Пастера» (1952, реж. Пенлеве, Ж. Рукье, Франция), «Николай Амосов» (1970, реж. Т.А. Золоев, СССР). Наибольшим успехом пользовались фильмы о достижениях в области биологии.

С конца 50-х годов начали создаваться также научно-познавательные фильмы для детей.

В 60–70-е годы по мере выявления серьезных экологических проблем возрастает интерес к миру природы. Научно-популярные фильмы разных стран показывали результаты воздействия человека на природу, призывали к бережному отношению к ней: «Синие атакуют планету» (1970, реж. А.Г. Соколов, СССР), «Воздух для жизни» (1971, реж. П. Штирлин, Швейцария), «Солнце — красное» (1972, реж. Стоянофф, Бирте и Бсит Барфоды, Дания), «Биологическое равновесие» (1972, реж. Колланьи, Венгрия). Экологическую направленность приобретает также географическое кино: «Последние райские уголки» (1965, реж. Э. Шумахер, ФРГ), «Дикая жизнь Гондваны» (1973, реж. Згуриди, СССР).

В России с начала 70-х годов, помимо научно-популярных полнометражных фильмов, начинают появляться научно-популярные передачи: «Очевидное — невероятное» и телепрограмма «В мире животных» (выходят с 1973 года и по настоящее время). В период с 1988 года по 1992 год совместно с BBC российский ученый-зоолог Н.Н. Дроздов, который с 1977 года является бессменным ведущим программы «В мире животных», участвовал в работе над созданием шестисерийного научно-популярного телефильма «Царство русского медведя».

В конце 1990-х годов в процессе тематической дифференциации телевизионных каналов, научно-популярное вещание заняло отдельную нишу. На данный момент среди иностранных каналов доминируют Discovery Chanel и National Geographic, из российских — «24 Техно», «Наука 2.0», «Моя планета», «365 дней». Всемирное признание завоевали научно-популярные фильмы, производимые BBC.

В 2006 году старейшей отечественной киностудией «Леннаучфильм» и Национальным комитетом «Интеллектуальные ресурсы России» был учрежден Международный фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний», в рамках которого ежегодно проходят конкурсные показы.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.