Общественное телевидение: мировой и российский опыт

Общественное телевидение: мировой и российский опыт

Общественное телевидение определяется как сегмент телевизионного вещания, независимый от органов государственного управления и частных лиц (в отличие от государственных, государственно-частных и частных телеканалов).

Общественные телеканалы формируются на основе общественной формы собственности, то есть не принадлежат государству, частным компаниям или акционерам. В силу этого считается, что программы общественного телевидения соответствуют критериям непредвзятости и объективности. Функционирование канала контролирует общественный орган, формируемый из пользующихся доверием общественности представителей тех или иных общественных организаций, в том числе политических, религиозных и др. Орган отвечает за стратегию развития национального общественного вещания в конкретной стране и является связующим звеном между правительством, аудиторией и исполнительным руководством канала. Финансирование общественного вещания определяется и регулируется законодательными актами.

Родина формата общественного телевидения — Великобритания. В 1922 году была создана компания ВВС (British Broadcasting Corporation), преобразованная в 1927 году в корпорацию общественного вещания. Этот статус она сохраняет до настоящего времени. Корпорация не является государственным СМИ, а представляет собой общественное учреждение с контрольным советом, члены которого назначаются английской королевой. Общественная форма собственности предполагает сохранение политической, а также экономической независимости. Деятельность корпорации финансируется за счет налогового сбора с телезрителей. Сейчас ВВС, помимо телевизионного, осуществляет радио- и интернет-вещание.

В других странах общественное телевидение наиболее активно формировалось с конца 1940-х годов до 1970-х. В «Энциклопедии общественного вещания» под редакцией Бриляковой зафиксировано наличие общественных телеканалов почти в 40 странах мира.

В Австралии функционируют две корпорации общественного вещания

— ABC (Australian Broadcasting Corporation) и SBS (Special Broadcasting Service Corporation). Первая транслирует программы развлекательного и информационного характера для широкой аудитории, вторая была создана для обслуживания языковых меньшинств, которым в то время требовалось в первую очередь информирование на родном для них языке о социальных услугах (медицине и пр.). Корпорации подотчетны правительству в вопросах расхода средств, однако имеют полную свободу в определении программной стратегии. Коммерческая реклама на общественных каналах в Австралии запрещена.

Во Франции общественное телевещание представлено тремя компаниями: France 2, France 3, La Cinquième, деятельность которых осуществляется согласно закону о свободе коммуникации от 1986 года. Финансируются общественные каналы главным образом за счет налоговых сборов. Часть средств приносит реклама, продажа собственной аудио- и видеопродукции, спонсорская поддержка отдельных телепрограмм. Канал France 2 рассчитан на широкую аудиторию, сетка вещания состоит преимущественно из информационных программ, освещающих национальные и международные события, а также развлекательных передач. France 3 специализируется как региональная сеть, освещающая местные новости для аудитории каждого региона, а также общенациональные события. Кроме того, на канале транслируются культурные и образовательные программы, что сближает его с телеканалом La Cinquième. Помимо перечисленных, во Франции существует спутниковый общественный телеканал La Sept-ARTE, в эфире которого преобладают программы культурной направленности.

В Америке общественное телевидение появилось в 1969 году, когда в ответ на распространение коммерческого вещания была создана Public Broadcasting System (PBS). Ее деятельность была направлена на освещение общественных проблем, обсуждение которых в это время было вытеснено рейтинговыми развлекательными программами. Финансируется за счет государства и спонсорских средств.

Полностью за счет абонентской платы телезрителей финансируются компании общественного телевидения в Швеции и Норвегии.

В России общественное вещание появилось только в 2013 году. Инициатором создания телевидения такого формата стал Дмитрий Медведев, выступивший в 2011 году с предложением создания общественного канала, независимого от влияния государства и частных лиц. Генеральным директором ОТР назначен советский и российский журналист, заслуженный деятель искусств России Анатолий Григорьевич Лысенко. В мае 2013 года новый федеральный канал ОТР официально начал вещание. Генеральным директором ОТР назначен советский и российский журналист, заслуженный деятель искусств России Анатолий Григорьевич Лысенко. Как указано на официальном сайте телеканала, основными целями и задачами ОТР являются развитие гражданского общества, просвещение и образование, активная пропаганда общечеловеческих ценностей. Основным принципом телеканала ОТР является создание позитивной повестки дня. Программную политику канала отличает активное взаимодействие с телеаудиторией, существенный процент региональных телепередач. Сетку вещания составляют новостные, аналитические программы; просветительские, развивающие и игровые передачи; документальные фильмы. Многие программы создаются при участии начинающих журналистов.

Финансирование осуществляется за счет государственных средств, которые на этапе становления канала составляют основную долю, и спонсорских взносов. Абонентская плата с телезрителей не взимается.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.