Основные профессии телевидения

Основные профессии телевидения

Современное телевидение — это сложный механизм, в котором, словно винтики, работают люди разных профессий. Над каждой передачей трудится большое количество профессионалов своего дела, чтобы на выходе получился интересный и рейтинговый продукт.

Ведущий. Сотрудник телекомпании, который работает в кадре и является лицом (или одним из лиц) телеканала. Для работников СМИ быть ведущим — это верхняя грань журналистской иерархии.

Первые ведущие телеэфира появились тогда, когда наладились регулярные телетрансляции – в конце 30-х годов. Тогда эти люди были кумирами, каждый со своей индивидуальностью. Они становились кем-то вроде членов семьи. Вспомнить хотя бы известнейшего в США 60-х годов ведущего новостей Уолтера Кронкайта — его называли «человеком, которому доверяют все».

В конце 80-х годов, в СССР одной из самых популярных была информационно-развлекательная программа «Взгляд», впервые появившаяся на экране 2 октября 1987 года. Ее ведущими были весьма узнаваемые и авторитетные журналисты: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский, Владимир Мукусев. Формат передачи представлял собой эфир из студии и музыкальные клипы. Программа была одним из символов перестройки и выходила в эфир пятнадцать лет.

В профессии телеведущего есть масса плюсов: общение со значимыми персонажами, возможность затрагивать в своих эфирах наиболее острые проблемы, нередко ведущий со временем и сам переходит в формат социально-важной персоны. Да и что скрывать – хороший ведущий получает очень даже хорошие гонорары! Но есть и серьезные минусы. Важно не только постоянно быть в рабочей форме, но и уметь противостоять серьезным психологическим нагрузкам, что, увы, порой многим не под силу. Порой только усилия гримера и оператора помогают ведущему хорошо выглядеть в кадре.

Режиссер. Один из важнейших людей на ТВ. В его функции входит создание на основе сценарного плана телепередачи или сюжета. Само слово «режиссер» в толковом словаре Даля означает человека, управляющего актерами, их игрою, представлениями, назначающего, что давать или ставить, раздающего роли.

Зарождение режиссерского искусства произошло в драматическом театре XIX века. Тогда Мейнингенский театр под руководством Людвига Кронека впервые выдвинул принцип ансамблевости и подчинения всего происходящего единому смыслу. С появлением телевидения и кино, работники ТВ и киноиндустрии перенесли в свою работу театральный опыт режиссуры.

В наше время над телепередачами и фильмами порой работает не один, а сразу несколько режиссеров. Главный, отвечающий за всю создание продукта, называется режиссером, а его помощник — ассистентом режиссера. Их задача — выгодно подать основные моменты передачи, умело скрыть недостатки и слабые стороны производимого продукта.

Художник-гример. Одна из немаловажных профессий на ТВ. Каждый ведущий вне зависимости от своего возраста не может появиться в кадре без нанесения грима. Не могут пройти мимо этого специалиста и все гости, которые посещают эфирную студию. А в холле одной из ведущих телекомпаний Америки до сих пор висит лозунг «У нас гримируется даже президент».

Грим пришел на экран из театра. Там грим, прижившийся в этом виде искусства со второй половины XVIII века, являлся одним из важных компонентов при подготовке к спектаклю. Многие великие актеры самостоятельно занимались гримированием. И все же работа художника-гримера на телевидении несколько другая. Грим приспособлен здесь к условиям съемки, возможностям операторской техники, цвето- и светочувствительности кинопленки, к характеру освещения, а в театральных постановках он более грубый и условный.

Сейчас многие школы театрального искусства, институты и авторские мастерские проводят специальные наборы абитуриентов на позицию гримеров. В такой важной профессии работать должны только профессионалы.

Оператор. Человек, отвечающий за фото- и видеосъемку называется оператором. Он — связующая часть между режиссерским замыслом и его техническим воплощением. Телеоператор всегда работает в команде, в жесткой сцепке с корреспондентом или режиссером.

Специфика работы этих людей такова, что они должны быть универсалами. Сегодня, к примеру, надо снять репортаж с какого-то места событий, завтра — спортивная съемка, послезавтра – концерт или интервью.

Репортажная видеосъемка впервые появилась в СССР в конце 50-х годов. Но оборудование тех лет было громоздким, что несколько сковывало работу оператора. Появление портативной и автономной техники позволило самостоятельно и оперативно принимать решения. Быстро настроить камеру и начать съемку в любой нужный момент – это должен легко уметь профессионал.

Телеоператор должен не только добраться до места съемки, но и доставить материал обратно, поэтому данная профессия требует выдержки и смелости, умения принять необходимое решение в течение нескольких секунд.

Монтажер. Невозможно представить в наше время телекомпании без этих людей. Считается, что монтажно-тонировочный период в производстве не менее важен, чем съемочный. Ведь во многих передачах приходится монтировать кадры практически в режиме реального времени: видео из нескольких камер попадает на приемник, где режиссер линейного монтажа выбирает не только, какой план давать в эфир, но занимается процессом урезания сцен без нарушения последовательности хода телепередачи.

Советский кинорежиссер Лев Кулешов, в свое время, писал о режиссере монтажа следующее: «Для того чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу». Монтажер телерадиовещательных компаний должен быть человеком ответственным и организованным, ведь его работа представляет собой часть общей итоговой работы специалистов.

Хороший грамотный монтажер — находка для любого телеканала, так как большинство испытывают «голод» в специалистах данной профессии.

Конечно, создание наших любимых передач не ограничивается этими людьми. Есть еще и сценаристы, пишущие основу для будущей программы, редакторы, в сферу ответственности которых входит подбор, написание и просматривание текстов, внесение поправок, подписывание готовых образцов в эфир и еще много разных других функций, продюсеры, костюмеры… Все эти люди важны — ведь именно их профессиональная слаженная работа делает тот или иной продукт популярным и узнаваемым на ТВ.

Телевизионное интервью премьер-министра Дмитрия Медведева

Автор: Штукина Екатерина

Источник: ИТАР-ТАСС

Читайте также:

Продюсерский центр: мастера на все руки

Знаете ли вы что…

К 2016 году Россия полностью перейдет на цифровое вещание. Россияне смогут смотреть 20 и более телеканалов в цифровом качестве и без абонентской платы. Подробнее…

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.