Реалити-шоу

Реалити-шоу

Телевизионный формат, сочетающий жанры развлекательной телевизионной программы и трансляции в прямом эфире. Уже первые показы реалити-шоу начали пользоваться такой бешеной популярностью, что сегодня этот жанр используется в разных видах практически всеми мировыми телеканалами. В России реалити-шоу появились в 2001 году.

Реалити-шоу может эпатировать, возмущать, заставлять сопереживать, любить или презирать героев. Но оно никогда не оставляет равнодушным. Секрет этого жанра прост – нет ничего интереснее, чем сама жизнь. Особенно, если это жизнь других. Никому не хочется выставлять напоказ свою жизнь, но вот понаблюдать за чужой… И не в кино, а через незанавешенное окно в соседнем доме. На этом «удовольствии» и строится большинство передач этого жанра.

10 августа 1948 года на телевидении США впервые начали транслировать в теле- радиоэфире реакцию и поведение людей, оказавшихся по воле сценариста в неожиданных ситуациях – так появилось шоу «Скрытая камера».

А первое отечественное реалити-шоу называлось «За стеклом» (за образец была взята голландская программа Big Brother – «Большой брат»). Оно преподнесло своим зрителям даже такой «подарок», как секс в прямом эфире. Психологический «эффект присутствия» — это то, что определяет успех множества реалити-шоу, использующих такую простую человеческую слабость как любопытство.

Сердцевина реалити-шоу – естественные действия или реакция обычных людей в предложенных обстоятельствах и в реальном времени. Строгого сюжета здесь нет – он формируется на глазах у зрителя, действие развивается так, как оно развивается, медленно или быстро, но прежде всего, непредсказуемо, как непредсказуема сама жизнь. Нельзя назвать это законом жанра, но это одно из почти обязательных условий. Второе условие – преобладание в составе участников шоу обычных людей. Профессиональные актеры, если и появляются в кадре, то чаще всего, чтобы не играть роль, а предстать в другом качестве.

Второе отечественное телешоу «Последний герой» (русский аналог шведского «Остаться в живых»), которое, вероятно, по своей популярности до сих пор опережает другие, было построено на реальной жизни и соревнованиях обычных людей, актеров и других медийных персон на необитаемом острове. Естественное поведение героев, их характеры, страсти, романы, всевозможное соперничество — любовное, спортивное, кулинарное и т.д. и т.д. вызвали такой интерес зрителей, что шоу продержалось несколько лет. Успех первых серий дал возможность практически сразу поднять расценки на рекламу.

Как снимается реалити-шоу? Неотъемлемый вид съемки – скрытой камерой. Аппаратура может быть установлена и на участниках реалити-шоу, обеспечивая постоянную видеозапись. Участники шоу, как правило, предупреждены об этом. Однако в российской практике был и такой уникальный проект, как реалити-шоу «Русское чудо» на РЕН-ТВ (2002 г). Его участники не подозревали о наличии скрытых телекамер. Используются и традиционные методы — съемка с последующим монтажом. Телезрителю же может быть представлена как реальная запись, так и монтаж.

Не следует думать, что в реалити-шоу нет режиссуры. На самом деле добиться такого ощущения – главная задача режиссера, которая требует значительного мастерства не только от него, но и от других создателей шоу.

Сегодня можно говорить о многообразии форм реалити-шоу.

Шоу подглядывания. Российское «За стеклом» — самый типичный пример этого направления.

Шоу обновления (модернизации). В таком шоу участники занимаются ремонтом, что-то приобретают, обустраивают, или каким-то образом меняют пространство или какую-то его часть, в котором происходит действие. Один из примеров — «Дом», показанный в свое время каналом ТНТ, в котором семейные пары строили особняк.

Шоу выживания. Здесь создаются трудные для существования условия, в которых участники преодолевают препятствия, проявляя свои сильные (или слабые) качества.

Шоу обучения. Перед участниками ставится задача обучиться чему-то для себя новому — освоить профессию или перейти на более высокий уровень уже существующей. Ярчайший пример — российская «Фабрика звезд». Кстати, этот проект может служить одним из примеров очень грамотного маркетинга, благодаря которому был признан одним из самых прибыльных телевизионных проектов. Были введены. СМС-голосования, которые принесли прибыль более 1 миллиона долларов, издавался журнал «Фабрика», который также приносил доход. Были выпущены компакт-диски с записью участников, тираж которых составляли до полумиллиона экземпляров. После шоу было организовано турне участников «Фабрики». На четырех «Фабриках» удалось заработать более 6 миллионов долларов.

Шоу розыгрыш. Каждый, кто вспомнит одноименную передачу на отечественном телеканале, поймет, о чем идет речь.

Шоу-игры. Его можно характеризировать как симбиоз разных видов.

«Деловые» шоу. Относительно новый для российского телевидения вид стал практиковать первым канал ТНТ в проекте «Кандидат», который начался в 2005 году. Ее ведущим был бизнесмен Аркадий Новиков, а затем президент компании «Интеррос» Владимир Потанин, который подыскивал сотрудника для своей компании.

Популярность жанра реалити-шоу не угасает, как не угасает критика в его адрес. Реалити-шоу упрекают в пошлости и примитиве, отсутствии креатива и творчества, навязывании ненужных моделей поведения, в негативном воздействии, как на психику зрителя, так и на психику участников и даже в нарушении законодательства. Однако, несмотря на критику, реалити-шоу продолжает существовать и развиваться и, вероятно, останется одним из самых популярных жанров на ТВ.

Читайте также:

Телереклама

Инженер Владимир Шухов

Спортивная трансляция: назло рекордам

Телевикторина: российские корни рейтингового жанра

Знаете ли вы что…

К 2016 году Россия полностью перейдет на цифровое вещание. Россияне смогут смотреть 20 и более телеканалов в цифровом качестве и без абонентской платы. Подробнее…

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.