Рейтинги телеканалов: телевидение для зрителей или зрители для телевидения?

Рейтинги телеканалов: телевидение для зрителей или зрители для телевидения?

Рейтинг популярности телеканала дает представление о величине и предпочтениях его аудитории. В первую очередь он зависит от зоны охвата вещания: рейтинги общероссийских каналов априори выше региональных. Кроме того, рейтинг определяется качеством и популярностью телепередач.

Рейтинги используются руководителями телеканалов для оценки востребованности передач, в соответствии с чем корректируется время их выхода: передачи с наиболее высоким рейтингом транслируются в прайм-тайм — самое популярное телевизионное время. При изменении рейтинга передачи может меняться ее положение в сетке вещания канала (телепрограмме). Низкорейтинговые программы, вызывающие отток аудитории на другие каналы, исключаются из вещания.

Рейтинги играют решающую роль в конкуренции каналов за рекламодателя. На их основе устанавливаются расценки на рекламу в конкретной передаче. Чем выше рейтинг, тем большее количество человек смогут увидеть рекламный ролик — и, соответственно, тем выше стоимость его размещения.

Кроме фактических рейтингов, получаемых по итогам выхода телепрограмм в эфир, рассчитывают также прогнозные рейтинги, которые определяются путем анализа динамики реальных результатов предыдущих периодов с учетом тех или иных изменений. Ориентируясь на предварительный прогноз, руководители телеканалов формируют сетку вещания, определяют рентабельность передач и фильмов. Рекламодатели благодаря прогнозным рейтингам получают возможность планировать свои кампании на длительный срок.

Исследования телевизионного рынка проводят независимые компании, изучающие общественное мнение. Первый опыт регулярных исследований отечественной телевизионной аудитории принадлежит французской фирме Mediametrie, которая в 1992 году приступила к реализации международного проекта «Медиа-Фокус» на территории России. Результаты социологического опроса, проведенного в рамках исследования, не получили широкого применения, однако опыт Mediametrie положил начало изучению российской телеаудитории.

В настоящее время большую роль в исследовании медиарынка играет компания GallupMedia, входящая в состав группы компаний TNS, сформированной в 1994 году. В качестве основных способов измерения телеаудитории компанией используются так называемые пиплметры и социальные опросы. «Пиплметры» представляют собой датчики, расположенные на телевизоре и фиксирующие информацию о каждом переключении канала с точностью до секунды. Это осуществляется с помощью специального пульта, кнопки которого закреплены за отдельными членами семьи, что позволяет выявлять привычки и предпочтения каждого из них. Информация, полученная в течение суток, передается в центральный узел сбора данных и анализируется.

Несмотря на то что данная методика сегодня признана наиболее точной, она подвергается серьезной критике. К примеру, Первый канал еще в 2005 году отказался от услуг TNS, начав проводить собственные исследования, используя метод телефонных опросов. Но телефонный опрос также имеет свои издержки: например, необходимость полагаться на память респондентов.

Существуют и другие способы телеизмерениий: зрительские дневники, в которых отмечаются все просмотренные передачи; специальный прибор на поясе у участника исследования, который записывает аудиосигнал от телевизора; моментальный подсчет рейтинга телепередачи, определяемый по скачку потребляемой мощности сети оборудованием телеканала.

В последнее время с распространением Интернета стал использоваться метод анализа активности пользовательских комментариев на официальных страницах телепередач.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.