Телефильм на отечественном ТВ: от истории зарождения до наших дней

Телефильм на отечественном ТВ: от истории зарождения до наших дней

Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению. При создании телефильмов учитываются технические возможности телевидения и особенности восприятия телезрителями изображения на экране телевизора. Телефильмы с большим количеством серий принято называть телесериалами.

Как жанр, телефильм возник в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Изначально по телевидению демонстрировались обычные кинофильмы. Вскоре начали создаваться фильмы по заказу телеканалов, в процессе производства которых была выработана определённая телевизионная специфика, что, собственно, и привело к появлению понятия «телефильм».

Важнейшим фактором в производстве телефильмов является размер телевизионного экрана. Поскольку телеэкран значительно меньше киноэкрана, телефильмы отличаются от кинофильмов меньшим числом общих планов и отсутствием высокодетализированных изображений. Также, в то время как на телевидении наиболее распространённым соотношением сторон экрана остаётся традиционное полноэкранное 4:3 (1.33:1), и набирающее популярность широкоэкранное 16:9 (1.78:1), в киноиндустрии самым популярным на данный момент является суперширокоэкранное соотношение 2.39:1. При монтаже телефильмов зачастую учитываются рекламные блоки в эфирной сетке телеканалов — на интригующем моменте делается пауза, и после предполагаемой рекламы следует продолжение, иногда с небольшим «откатом» сюжета.

История развития в нашей стране.

С середины 1950-х гг. общий объем вещания в СССР постоянно и неуклонно увеличивался. Увеличивался и объем производства телефильмов, значительно превышая темпы роста объемов других видов передач.

В отличие от кинематографа, способного окупить и вернуть вложенные средства, телевидение в СССР было априори убыточным –возвратных механизмов, работавших в западной телеиндустрии,в нашей стране не существовало. Платных телеканалов  не было, реклама на отечественном ТВ отсутствовала. Включая в состав эфирных программ кинофильмы, телевидение тем самым получало возможность сократить производство собственных передач, а соответственно, и финансовые затраты. Однако отечественный кинематограф оказался не способен утолить стремительно растущий эфирный "голод" телевидения, а зарубежные кинофильмы на наш телеэкран попадали с большим трудом и в крайне ограниченном количестве. Именно недостаток кинофильмов для показа и стал толчком к созданию телефильмов. И хотя телевидение полностью оплачивало их производство, это все равно было выгодно: в отличие от большинства других телевизионных продуктов, телефильм можно было прокатывать многократно.

Вторая немаловажная причина активного развития телевизионного кино в СССР — его идеологический потенциал, работающий на систему как впрямую (пропаганда "правильных" ценностей для миллионов зрителей), так и косвенно. Мощное телевизионное кино, изобилие "культурно-просветительских" программ и самобытная школа советского телетеатра были ценными "двигателями" идеологии.

Период становления телевизионного кино в СССР, как и все последующее его существование, теснейшим образом связан с кинематографом. Отсутствие на телестудиях соответствующей аппаратуры и недостаток опытных игровых режиссеров породили практику заказного производства телефильмов на киностудиях. Еще в пору зарождения киностудии с охотой выполняли телевизионные заказы, снимая для телеэфира различные концертные номера, чуть позже — фильмы-спектакли и фильмы-концерты. Поначалу технология и организация съемок фильмов для телевидения копировали кинопроизводство. Сроки и сметы почти не отличались. Однако со временем подход к финансированию телефильмов становился жестче, что объяснялось теми же экономическими соображениями — телефильмы, как и телевидение в целом, не могли вернуть ни копейки из затраченных на них средств.

Единственным отличием телефильма от кинофильма во времена его зарождения, как телевизионного продукта, являлся хронометраж. В 1950-х — начале 1960-х гг. бытовало убеждение, что телевизионный фильм в силу особенностей восприятия телезрителем (в домашней, расслабленной обстановке) должен быть более коротким, чем кинофильм. Позже ситуация изменилась — с середины 1960-х гг. в СССР началось производство многосерийных телевизионных лент, со многими из которых уже не мог тягаться по длительности ни один кинофильм. Первым в этом ряду стал четырехсерийный "Вызываем огонь на себя" (1964) режиссера Сергея Колосова. Но отсутствие опыта в обращении с большим метражом привело к композиционным перекосам (главная интрига фильма, к примеру, завязывалась лишь к третьей серии). Несмотря на это, картина снискала огромную популярность у зрителей, как, впрочем, и почти каждый из многосерийных телефильмов, которые с этого момента стали выпускаться один за другим. Их появление оказало влияние и на "большой" кинематограф, также принявшийся осваивать крупные формы — оскароносный фильм "Война и мир" Сергея Бондарчука (1966 — 1967), "Щит и меч" Владимира Басова (1968), и многие другие. Однако больше возможностей для длинного повествования все же оставалось у телевидения, сама цикличность и программность которого располагала к повествованию с продолжением.

Увеличение количества серий автоматически делало производство более выгодным: существенно экономились затраты на декорации, костюмы и экспедиции, повышалась эффективность работы съемочных групп.

1970-е годы — время расцвета советского телевизионного кино, его настоящий "золотой век". В это время на отечественном телевидении практически отсутствовали целые телевизионные жанры, прочно вошедшие в мировой обиход: дискуссии, ток-шоу, викторины, игры. Познавательную и развлекательную функцию телевидения почти целиком взяли на себя именно телефильмы. Телевизионный экран  стремительно эволюционировать к полюсу кинематографичности (т.н. "иллюзии происходящего"). Сериалы становились событиями национального масштаба, их герои — общенародными героями, актеры — кумирами миллионов. Телефильмы за один вечер могли сделать начинающего актера суперпопулярной звездой.

Именно в 1970-е гг. появилось первая советская "мыльная опера", имевшая грандиозный успех — многосерийный фильм "День за днем", Всеволода Шиловского и Лидии Ишимбаевой (1972 г.), в котором на глазах проходила жизнь обитателей одной, отдельно взятой коммунальной квартиры. В это же время Эльдар Рязанов снял знаменитый телефильм "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975 г.), которая благодаря блестящей игре актерского ансамбля имузыкальномусопровождению превратилась в шедевр.

В первой половине 1980-х гг. в телевизионное кино пришел "творческий кризис": за редкими исключениями (многосерийный фильм "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова, фильмы Марка Захарова и некоторые другие) телеэкраны заполонили безадресные "серые фильмы".В телевизионном кино произошел отток творческих кадров. Вызвано это было тем, что телефильм в профессиональной среде воспринимался как фильм "второго сорта". Средний бюджет игрового телефильма была примерно в полтора раза ниже, чем кинофильма.При производстве телефильма, по сравнению с кино, закладывались гораздо более короткие сроки производства — этап "киносценария", занимающий в кино 3 месяца, отсутствовал вовсе, на режиссерскую разработку отводилось 45 дней (в кино — 3 месяца), подготовительный период — 2 месяца вместо 3, в съемочном периоде плановая скорость съемки телефильма составляла 53 метра в день на натуре и 72 метра — в павильоне (в кино — 43 и 64 соответственно), а на монтажно-тонировочный период отводилось 2,6 месяца вместо 4,2. Съемочные группы телефильмов не получали потиражных доплат, их зарплата была меньше, чем у тех, кто снимал кинофильмы. Кроме того, серьезная критика практически не рецензировала и не анализировала телекино.

В 1990-х телевизионные фильмы в нашей стране практически не производились, это было связано, в первую очередь, с неразвитостью телеиндустрии и отсутствием системы финансирования. Но в начале XXIвека телевизионные фильмы снова стали возвращаться на экраны отечественного телевидения, привлекая зрителей, а актеры, играющие в этих фильмах, моментально становились знаменитыми. Одним из первых значимых продуктов того времени стал снятый по оригинальной идее в 2002 году  телесериал "Бригада" Алексея Сидорова.

По открытым источникам

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.