Телесериал: жанр рекламодателей и домохозяек

Телесериал: жанр рекламодателей и домохозяек

Телевизионный сериал — разновидность документального или художественного кино с большим количеством серий для регулярного, с определенными интервалами, показа по телевидению. Любимый жанр рекламодателей и домохозяек, одно из самых «древних», но не стареющих изобретений телевизионщиков.

Ни один жанр не привязывает так прочно зрителя к экрану телевизора как телесериал. Ему покорны все возрасты – есть детские сериалы, есть документальные, которые захватывают наибольший возрастной спектр, есть так называемые художественные, покорившие аудиторию 50+. Роль телесериалов огромна. Их героев могут обожать и подражать им или наоборот. Телесериал может внедрить моду на одежду, слова, выражения. Телесериал способен сделать неизвестного или начинающего актера всенародным любимцем, но может и испортить репутацию признанного.

Для рекламодателей телесериалы по своей эффективности стоят на одном уровне с новостями — именно эти два телевизионных жанра собирают максимальную аудиторию. Поэтому практически все российские телеканалы, за исключением сугубо новостных, отдают дань сериалам.

Родился жанр на американском континенте, ведет он свою родословную от радио-сериалов. Первый телевизионный сериал «Далекий холм» появился в 1946 году в США. Следом за американцами телесериалы стали создавать мексиканцы – в 1958 году вышла мексиканская теленовелла «Запретный путь». США и страны Латинской Америки «раскрутили» и сделали этот жанр суперпопулярным.

В нашей стране телесериалы стали сниматься в 60-х годах. Первым отечественным популярным сериалом стал показанный в феврале 1965 года фильм в 4 частях «Вызываем огонь на себя». Первым зарубежным телесериалом, вышедшим на экраны в СССР в конце 70-х годов, — мексиканский фильм «Богатые тоже плачут».

Определенных принципов, по которым телесериалы разбивают на серии, нет. Однако чаще всего используют два варианта. В первом — каждая серия может представлять отдельную историю. При этом серии могут быть не связаны между собой, но могут быть и частью некоего «размытого» сюжета. Второй вариант — сериал представляет собой практически непрерывную историю, которая развивается от серии к серии.

Самый длинный сериал мира американский «Путеводный свет» занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый продолжительный фильм на телевидении. В нем было 15762 серии. Его смотрели несколько поколений телезрителей, начиная с 1952 года.

Существует довольно условное деление телесериалов на виды. Один из них – «мыльная опера». Ее сценарий, как и количество серий, обычно рождается и продолжается по ходу съемки. Даже авторы сериала не могут сказать, на сколько серий рассчитана эта «опера» и когда она закончится.

Название «мыльные оперы» родилось в конце 30-х годов прошлого столетия в Америке. Тогда шли многосерийные радио-спектакли, которые финансировались компаниями по производству мыла. Спонсоры включали в эти трансляции не только свои рекламные ролики, но еще и вкладывали свою рекламу в уста героев. Когда появились телесериалы, эта традиция некоторое время еще продолжалась.

Классический пример «мыльной оперы» — «Санта Барбара», захватившая мир, в том числе и нашу страну, почти на 10 лет. При этом количество серий этого сериала, название которого давно стало синонимом бесконечно длинной сентиментальной истории, — 2140 — не является рекордом. Первой русской «мыльной оперой» многие считают сериал «Бедная Настя».

Популярны также ситкомы – ситуационные комедии продолжительностью, как правило, до 30 минут, с постоянными персонажами и с использованием закадрового смеха. К такому виду сериалов относятся супер-популярные в России «Папины дочки» и «Моя прекрасная няня».

Выделяют также такой вид как «киноновеллы». Это сериалы разнообразных жанров — от драмы и мелодрамы до детектива. Их сюжет четко определен и может уместиться в 200-300 серий. Мастера этого вида – мексиканцы. Можно считать, что именно они поставили киноновеллу на поток. Сериал «Богатые тоже плачут» из 244 серий стал на много лет своего рода эталоном для создателей теленовелл в разных странах, в том числе и нашей. Зарубежная «Рабыня Изаура» или наш «Татьянин день» — примеры этого вида телесериалов, который стал наиболее продаваемым. Причем часто продаются не сами сериалы, а их форматы и истории. Это дает возможность подстраивать сюжет под специфику разных стран.

«Классические телесериалы» отличаются относительным отсутствием импровизации в сюжете. Сюжет, как правило, пишется до начала съемок. Телесериал показывается не каждый день, как мыльные оперы, ситкомы или теленовеллы. Он идет 1-2 раза в неделю, либо в какой-то определенный день недели.

Разновидность «классического телесериала» — многосерийные телефильмы. Они также имеют четкий сюжет и в своем большинстве опираются на определенное литературное произведение. Серий в них может быть и не так много. Художественный уровень телефильмов обычно значительно выше уровня телесериалов других видов. Подтверждение тому — отечественные фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «Двенадцать стульев», «Идиот», «Ликвидация» и другие. Из зарубежных – например, «Национальная мечта» и «Богач, бедняк».

Развитие жанра телесериала показывает, что количество разновидностей, так же как их художественный уровень, растет. Ведущие телекомпании на Западе вкладывают огромные средства в телесериалы, привлекая к их созданию самых талантливых и знаменитых сценаристов, режиссеров и актеров. В телесериалах последних лет острота сюжета, остроумие, интеллектуальность, отличный литературный текст, глубокая психологичность образов становятся практически обязательными компонентами.

Все это обеспечивает растущую популярность жанра. Так, например, на лучших сериях ставшего культовым телесериала «Доктор Хаус» количество телезрителей достигало 30 миллионов. Уже первые серии также культового телесериала «Остаться в живых» (Lost) смотрело около 19 миллионов. Сериал «Шерлок», продолжения которого с нетерпением ждут телезрители в 180 странах мира, собрал рекордное число зрителей для канала, на котором был показан.

Телесериалы нашли свое место в современном киноискусстве. Одна из престижнейших премий «Золотой глобус», учрежденная Голливудской ассоциацией иностранной прессы и считающаяся третьей после «Оскара» и «Грэмми» по своей престижности, выделяет для него целых 9 номинаций. Российские сериалы имеют свои номинации в телевизионной премии ТЭФИ. Например, четырежды эту высшую награду в телевизионном мире получал сериал телеканала СТС «Папины дочки».

Кастро Вероника — мексиканская актриса, 1992 г.

Автор: Христофоров Валерий

Источник: ИТАР-ТАСС

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.