Телеспектакль: забытый жанр

Телеспектакль: забытый жанр

Телевизионный спектакль (телеспектакль) — оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения.

Телевизионный спектакль (телеспектакль) — оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения.Оригинальный телевизионный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения, ненадо путать с видеозаписью (телеверсией) театральной постановки.Если театральный режиссёр зачастую ограничен труппой конкретного театра, режиссёр-постановщик телеспектакля мог приглашать актёров разных театров и даже киноактёров. Телевизионные спектакли, в целом,  разыгрываются в пространстве, близком к театральному, но зачастую в более лаконичных, примитивных декорациях. При этом в телеспектакль могли быть вмонтированы и натурные съёмки.Постановщиками телеспектаклей, как правило, являлись театральные режиссёры или работающие на телевидении режиссёры с театральным образованием и опытом. При этом используются все возможности телевидения, которые превосходят театральные, прежде всего крупный план.

Жанр телевизионного спектакля (или телеспектакля) появился практически сразу с появлением телевидения. В СССР первый телевизионный спектакль был показан на Ленинградском телевидении 15 декабря 1938 году (телепостановка одноактной оперетты Ж. Оффенбаха «Лизетта и Филидор»).  Поскольку видеозапись ещё не практиковалась, телевизионные спектакли вплоть до начала 1950-х годов разыгрывались непосредственно в эфире. Лишь в 1950-х годах телеспектакли начали записывать на киноплёнку.

В 1960-1970 годах на отечественном телевидении выпускалось большое количество телеспектаклей (например, на ленинградском телевидении до 20 спектаклей в год), При постановке телевизионных спектаклей, в отличие от театральных постановок, режиссеры были свободнее и в выборе драматургического материала. Таким образом, театральным режиссёрам телевидениепредоставляло возможность реализовать замыслы, которые в театре по тем или иным причинам осуществиться не могли, актерам- сыграть роли, которые им не довелось играть на сцене, а зрителям — увидеть пьесы, которые не идут в театрах, или же режиссёрские и актёрские работы, которым в театрах не нашлось места. Когда актер Павел Луспекаев («Белое солнце пустыни») из-за болезни ног был вынужден покинуть театральную сцену, он нашёл себе прибежище на телевидении, сыграв во многих телевизионных спектаклях.

Помимо самостоятельных, оригинальных постановок телеспектаклей существовала и практика съемки и показа на телевидении театральных спектаклей, а также их полная или частичная (отдельными сценами) съемка в телевизионной студии.

16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра. Тогда же, в начале 1950-х годов, была разработана программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя (для демонстрации по телевидению, а иногда и в кинотеатрах) лучших спектаклей советских театров.

В «золотой фонд» телевизионного театра вошли телеспектакли: «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» и «Страницы журнала Печорина» А. Эфроса, «Вишневый сад» Л. Хейфеца, «Безобразная Эльза» П. Хомского, «Как важно быть серьёзным» А. Белинского, балетный спектакль А. Белинского и В. Васильева «Анюта» и многие другие.

В наше время жанр телеспектакля вытеснен телесериалами и практически забыт. На отечественном телевидении лишь телеканал «Культура» занимается производством телевизионных спектаклей, а так же включает в свой эфир лучшие телевизионные спектакли прошлых лет.

По открытым источникам

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.