Телевикторина: российские корни рейтингового жанра

Телевикторина: российские корни рейтингового жанра

Телевикторина — один из первых видов телевизионных игр, в котором участники шоу отвечают на вопросы ведущего и получают призы, в том числе и денежные, за правильные ответы.

Идея использовать игры на телевидении принадлежит известному американскому продюсеру с российскими корнями Марку Гудсону. В 1939 году он организовал радиовикторину, а затем в 1946 году — первое радио-шоу, которое спустя два года вместе со своим партнером Биллом Тодманом перевел на телевидение. Именно они вдохнули жизнь в новый формат развлекательного шоу, создав множество различных телеигр, известных теперь во всем мире.

И в наши дни выходят в эфир их телевикторины The Price is Right («Правильная цена»), первая версия которой была запущена в 1956 году, и Family Feud («Семейная ссора»), насчитывающая также несколько десятков лет. The Price is Right посвящена угадыванию участниками правильной цены того или иного товара, а Family Feud — это семейное соревнование в конкурсе ответов на вопросы ведущего.

Денежные выигрыши почти сразу вошли в практику телевикторин. Например, в американском «Колесе фортуны» (1952-1953) участники рассказывали о своих хороших поступках и отвечали на вопросы ведущего. Правильно ответивший участник шоу мог выиграть 1000 долларов.

Первой российской телевикториной стал «Вечер веселых вопросов», который вышел на Центральном телевидении в 1957 году в преддверии Международного фестиваля молодежи и студентов. За основу была взята чешская игра «Гадай, гадай, гадальщик». «Вечер веселых вопросов» вели известный своим остроумием и склонностью к розыгрышам композитор Никита Богословский и актриса Маргарита Лифанова. Зрителю был представлен новый и неожиданный для советского ТВ формат телепередачи. Она шла в прямом эфире, в ней впервые участвовали не подготовленные к сценарию зрители. Игра использовала жанр викторины и строилась на импровизации зрителей.

Передача имела огромный успех, но успела выйти всего три раза. Постановлением ЦК КПСС она была закрыта из-за смешного казуса. По условиям конкурса, приз должен был получить телезритель, который первым приедет на передачу, шедшую летом, в шубе, валенках и с газетой от 31 декабря минувшего года. Но Никита Богословский, объявляя конкурс, забыл об этой последней детали, а потому условия было выполнить легко. Через короткое время зал и сцену буквально заполонила огромная толпа по-зимнему одетых людей, примчавшихся из разных концов Москвы. Передачу прервали, и зрители 4 часа подряд видели на экране только надпись «Перерыв по техническим причинам».

Телевикторины делятся на индивидуальные, командные, специализированные и интерактивные — для телезрителей. В индивидуальных викторинах участник представляет себя самого, у него нет поддержки команды, и ему предоставляется возможность блеснуть своим интеллектом, эрудицией, находчивостью, словом, проявить себя наилучшим образом. Этот жанр был очень популярен на заре телевизионных игр в США и Великобритании. Лучшие виды индивидуальных викторин распространились по всему миру. Например, хорошо известная у нас с 1994 года «Своя игра» на канале НТВ была изобретена в 1964 году Мервом Гриффином, которому мир обязан также современным вариантом «Колеса Фортуны» (в России — «Поле чудес»). В эту игру играют сегодня более чем в 20 странах, а в США – даже дети. В нашей стране «Своя игра» уже вышла за пределы эфира и нашла продолжение в клубах интеллектуальных игр.

Одна из самых рейтинговых индивидуальных викторин — «Кто хочет стать миллионером», вышедшая впервые в США в 1998 году, а в России — под названием «О, счастливчик» — в 1999 году. В первый же год лицензию на нее купили 92 страны. Игра до сих пор пользуется огромной популярностью. В нашей стране она сейчас выходит под своим «родным» названием.

Разновидностью командных телевикторин в какой-то мере являются культовые российские телеигры «КВН» и «Что? Где? Когда?», хотя в целом, эти передачи гораздо шире данного жанра.

Специализированные телевикторины направлены на выявление знаний игроков в какой-то одной области, при этом они могут быть как индивидуальными, так и командными. Популярные в свое время у нас музыкальные «Угадай мелодию» и «Два рояля», замечательная интеллектуальная игра со школьниками на знание истории «Умницы и умники» — типичные примеры специализированных игр.

Один из популярных, но и скандальных вариантов телевикторин – интерактивные телевикторины для телезрителей. В свое время многие телеканалы, в том числе наши РЕН-ТВ, ТНТ, ДТВ, МТV, ТВ-3 очень активно использовали этот жанр, хорошо зарабатывая на зрительском интересе. Несмотря на разнообразие интерактивных телевикторин, они строятся по схожим правилам. На примитивный вопрос ведущего нужно ответить, позвонив по телефону или послав sms (такой формат передач называется call-TV). Обещанный за правильный ответ солидный приз привлекает большое число желающих, несмотря на то, что звонок платный. Пытаясь пробиться в эфир, зритель теряет кругленькую сумму. В России можно не дозвониться никогда, а поскольку, в отличие от Европы, у нас нет закона, регламентирующего интерактивные игры, они, как правило, становятся «лохотронами».

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.