Телевидение для детей: «Детки в вещательной сетке»
Попытки создания детских передач начались практически сразу с появлением телевидения. Советский Союз воплотил эти попытки в реальность на десятилетие раньше остального мира. В 1940 году была показана первая детская телепередача — новогодний спектакль «Зайкин дом».
Попытки создания детских передач начались практически сразу с появлением телевидения. Советский Союз воплотил эти попытки в реальность на десятилетие раньше остального мира. В 1940 году была показана первая детская телепередача — новогодний спектакль «Зайкин дом». Потом для детей создавали и другие телеспектакли. Затем появились мультипликационные фильмы. Перечень передач постоянно расширялся и становился всё разнообразней. В январе-мае 1955 года появилась первая учебная передача. Это был лекционный курс «Автомобиль». Так же в тот период в Москве на ЦТ существовала постоянная рубрика «В помощь школе», а в Ленинграде — «Телевизионный лекторий для старшеклассников». Эти передачи имели успех, и в 1965 года на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. Канал транслировал передачи, в которых ребятам наглядно преподносили ту или иную школьную дисциплину. Знания подавались в интересной занимательной форме и выходили за рамки школьного учебника. План вещания на предстоящий учебный год утверждала коллегия Миʜᴎϲтерства просвещения СССР. Отбирались предметы, которые нуждались в телевизионной поддержке. И уже в этих предметах искали темы. Затем среди них выбирали те, которые можно было бы донести наглядно, которые трудно до конца раскрыть в школьных условиях: эксперименты, показ определённых процессов в динамике, видеозаписи уникальных явлений природы и т.п. Форма подачи была разнообразна. Это были не только лекции или беседы, но так же и репортажи, и инсценировки, и экскурсии, и очерки. Учебная программа просуществовала двадцать с лишним лет. За это время в ней прошли передачи почти по всем дисциплинам программы средней школы.
В США регулярное вещание для детей началось с 1950 года. В отличие от СССР, лозунг которого был «обучая, развлекай!» США ориентировались на лозунг «рекламируя, развлекай!» 11 ноября 1969 года на свет появилось первое в мире шоу для детей «Улица Сезам». В шоу широко применялись рекламные приёмы, так же приёмы музыкальных программ, обучающих, развивающих направлений. Это шоу стало популярным не только в США. В истории детского телевидения эта передача до сих пор остаётся самой популярной в мире (она транслировалась в 140 странах мира). Но в целом опыт США в отношении детского направления на телевидении оказался отрицательным. Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказалась губительной. Обнаружив этот факт, в 1990 году Федеральная комиссия по коммуникациям США издаёт Акт о детском телевидении. Этот акт утвердил новые принципы для детского телевидения – образовательные, воспитательные, с минимальным использованием рекламы во время вещания.
В России же с экономическими изменениями в стране пришли и изменения в жизнь телевидения. В Советском Союзе детское телевидение было принудительно вписано в общую систему воспитания. В наши дни оно существует автономно. Телеканалы сами решают, какой будет их программная политика. И, конечно, при этом они преследуют свои корпоративные интересы. Лицензионные обязательства регламентируют только процент детского к общему объему вещания. Возможно, этот процент будет неуклонно стремиться к уменьшению, так как детский контент является невыгодным с коммерческой точки зрения. В конечном счёте «дети» могут совсем уйти на специализированные каналы или в Интернет. На данный момент на российском телеэкране существует шесть основных специализированных каналов для детей: «Карусель», «Дисней», «Никелодион», «Детский», «Улыбка ребенка» и «Радость моя». Но из-за способа передачи сигнала их аудитория в среднесуточном объеме не достигает даже двухсот пятидесяти тысяч человек. Каналы, для семейного просмотра «Домашний» или «СТС» имеют большое количество передач и телесериалов с возрастными ограничениями. На федеральных же каналах общее количество контента для детей составляет не более 3-4 % от общего времени, при норме 7-10 %.
Но есть и другой вариант развития событий: в ближайшем будущем нас может ожидать новая волна популярности детского телевидения. Техническое развитие цифрового телевидения позволит создать для детей специальное мобильное приложение — «второй экран». Современные дети, привыкшие сидеть в Интернете, смогут свободно участвовать в интерактивном эфире — обсуждать происходящее и видеть свои сообщения на «большом» экране в режиме онлайн. Такие новшества могут изменить в будущем приоритеты при выборе между мультфильмами и передачами познавательного толка. Хотя уже сейчас, не дожидаясь технического прогресса, у детей возрастает потребность к таким изменениям. Например, на специализированном канале отечественного производства «Карусель» возобновились циклы лекций для школьников. Они пользуются большой популярностью. Помимо этого, там есть почти все типы передач, которые были характерны для времен подъема детского телевидения в России. Отмечается тенденция к переходу специализированных каналов на 24-часовое вещание. «Карусель» и «Дисней» уже осуществили этот переход. Есть надежда, что вернётся и системный подход к детскому вещанию на федеральных каналах. Ведь не отталкивая, а привлекая детей, можно получить будущую активную, доверяющую каналу аудиторию.
По открытым источникам